Фактор риска. Зачем он нужен в профессиональной подготовке пожарных

Для успешного становлении личности обучающихся вузов МЧС России по профессиональному назначению необходимо создание специальных условий организации учебной деятельности. С этой целью учебная деятельность обязана быть приближенной к деятельности начальника караула и номеров боевого расчета при ликвидации чрезвычайной ситуации.
Одним из направлений приближения учебной ситуации к реальной является моделирование процесса ликвидации чрезвычайной ситуации. В основе моделирования лежит «модель профессиональной ситуации», одним из компонентов модели является фактор, существенно воздействующий на личность сотрудника МЧС России и его деятельность. В специальной литературе он назван «фактор риска». «Фактор риска» является признаком экстремальности профессиональной ситуации и является свойственной частью среды, в которой выполняются операциональные действия сотрудником МЧС России.
Существует три группы факторов риска:
Первая группа – личностные факторы, обусловленные подготовленностью и организацией службы в пожарно-спасательном подразделении. К ним относятся: дефицит сна; социальная значимость труда и личная ответственность за результаты профессиональной деятельности (боязнь за свою жизнь, подчиненного личного состава и пострадавших).
Вторая группа – факторы, обусловленные выполнением операциональных действий в ситуации риска: работа на высоте; наличие вредных для дыхания токсичных газов (дым), пониженная концентрация кислорода; высокая среднеобъемная температура окружающей среды; открытый огонь с большой интенсивностью излучения, воздействие на человека пламени и искр; работа в пониженной видимости в дыму, темноте и тесных помещениях; быстрое изменение оперативной обстановки и дефицит времени на принятие управленческого решения; быстрый темп работы участников тушения пожара и повышенные физические нагрузки; вероятность взрыва, обрушения или деформации строительных конструкций, вскипания и выброса нефти и нефтепродуктов; вероятность отказа пожарной техники, оборудования и инструмента при спасении людей и подаче огнетушащих веществ.
Третья группа – ситуационные факторы времени и климата: сложные метеорологические условия; работа в темное время суток.
Преподаватель, создавая модель профессиональной ситуации, может изменять совокупность факторов, воздействующих на личность обучающегося. Это способствует проявлению в деятельности определенных групп профессионально важных (значимых) качеств и приобретению эмоционально окрашенного опыта деятельности.