29.11.2024, 09:12
Автор: Сонина О. Н. к.х.н., Мочалова Т.А. к.б.н.
64
Время чтения: 5 мин.

Каталоги мебельных тканей. О чем расскажут или промолчат. Часть 2. Типы мебельных тканей и их пожарная опасность

Культура безопасности
Знание - сила
Пример информационного ярлыка каталога образцов мебельных тканей
Структура мебельных тканей определяется типом используемых нитей, способом ткацкого переплетения, наличием/отсутствием ворса, и способом его «крепления» к ткани. Тому, насколько эти характеристики соотносятся с плотностью и пожароопасными свойствами обивочных материалов посвящена эта часть статьи.

Чтобы не путать понятия «волокнистый состав» и «ткань», поясним, что волокно, это исходное сырьё для выработки тканей разных типов. То есть, например, рогожка может быть как натуральной (из хлопка), так и синтетической (из полиэстера). Дизайн, прочность, износостойкость,  лёгкость ухода и комфорт во многом зависят от типа ткани. А вот характеристики пожарной безопасности определяются её волокнистым составом и в некоторой мере плотностью ткани.

Очень важный показатель, который указывается производителем на товарном ярлыке и в каталоге образцов – плотность ткани, определяемая как масса 1 м2 ткани. Плотность мебельной ткани обычно составляет от 220 г/м2 (тонкий жаккард) до 780-850 г/м2 (экокожа). Очевидно, что плотность ткани напрямую зависит не только от толщины нитей, но и от их количества на единицу площади, то есть тесно связана с конструкцией ткани.

Российские стандарты, посвященные оценке пожароопасности мебельных текстильных материалов, не категорируют их по плотности и конструкции  тканей, беря в качестве классификационного признака показатели, предписанные в:

__761YfW.png

К сожалению, в мебельных салонах города нам не удалось обнаружить ни одного каталога с образцами обивочных материалов где производителем были бы указаны данные характеристики.

Международные отраслевые технические комитеты, участвующие в разработке руководств в области нормирования технических и пожароопасных свойств мебельных тканей, например, Joint Industry Fabrics Standards Committee (JIFSC), устанавливают добровольные стандарты и рекомендации для пользователей и производителей мебельных тканей. В руководстве Woven & Knit Residential Upholstery Fabric Standards & Guidelines, разработанном JIFSC, рекомендуется классифицировать тканые материалы по группам:

Категория I: гладкие (безворсовые) ткани, за исключением легких хлопковых тканей с печатным рисунком плотностью менее 270 г/м2.

Категория II: прошитые, флоковые, замшевые, прочие ворсовые ткани.

Категория III: легкие хлопковые ткани с печатным рисунком плотностью менее 270 г/м2.

Соответственно при разработке стандартов оценки технических, эксплуатационных и пожароопасных свойств рекомендуется учитывать особенности каждой из этих категорий. Это обосновано тем, что ткани одинакового волокнистого состава, но имеющие толстый ворс и/или высокую плотность имеют более высокую стойкость к износу, способны дольше сопротивляться воспламенению и распространению пламени по поверхности, однако при развившемся пожаре дают более существенную нагрузку по дымообразованию и выделению токсичных веществ, их сложнее тушить.

Классифицируем материалы, наиболее широко представленные в мебельных салонах, в соответствии с рекомендациями JIFSC.

К категории I относятся следующие типы материалов:

1.    Жаккард – ткань, производимая на специальных станках, изобретатель которых Жозеф Мари Жаккард в 1804 году по сути стал первым программистом, заставив работать ткацкий станок по картонным перфокартам, где расположение отверстий задавало положение нити сверху или снизу полотна. Плотность мебельных жаккардов 220-280 г/м2.

2.    Рогожка – очень востребованная не только в домашних, но и в коммерческих и автомобильных интерьерах ткань, особого полотняного плетения: нити в нём могут не только чередоваться 2х2, 3х3 и т.д, но ещё и отличаться по толщине основа/уток. Плотность материала 350- 480 г/м2.

К категории II следует относить:

1.    Шенилл – ткань, изготавливаемая из одноименных нитей, которые благодаря своей структуре практически нерастяжимы. Шенилловую нить получают, закрепляя между сплетенными простыми нитями обрезки таких же волокон, она похожа на мохнатую гусеницу, за что и получила своё название (сhenille по-французски – гусеница). Плотность материала 440 - 550 г/м2.

2.    Букле, также как и шенилл, получила своё название от нитей, из которых эта ткань вырабатывается. Для мебельного букле используют дополнительно креповую скрутку, повышающую плотность и прочность материала. Плотность материала 350- 540 г/м2.

3. Велюр (от латинского villorus – бархат) – это ткань с разрезным ворсом, получаемая особым плетением: четыре нити, переплетаясь, образуют два параллельно расположенных полотнища, а пятая нить (отличная от них, бархатистая) объединяет эти два полотна. На выходе из станка ткань режется между двух основ, отделяя их друг от друга. Микровелюр отличается большей плотностью и меньшей высотой ворса. Плотность этих материалов 250-440 г/м2.

2ulP3Pnq.png

схема производства велюра (взято из свободных источников)

4.   Флок – получается не посредством переплетения нитей на ткацком станке, а с помощью приклеивания электростатически заряженных микроволокон, ориентированных в электрическом поле, к заранее изготовленной тканевой основе. Плотность материала 320 - 520 г/м2.

lqiiIvtn.png

Схема производства флока (взято из свободных источников)

5.    Искусственная замша получается из ткани плотного полотняного плетения путём дополнительной обработки – ворсования (brushing). Полученный ворс передаёт ощущение натуральной замши, но стоит такой материал в разы дешевле. Плотность материала близка к флоку и составляет 300 - 520 г/м2.

6.  Двухосновные-прошивные мебельные ткани, при производстве которых жаккард, шенилл, или другая ткань, имеющая рисунок или сложную фактуру прочно сшивается с основой. При качественной прошивке в несколько проходов получаемая ткань плотная и цельная. Между слоями ткани может быть вшит дополнительный слой синтетической или войлочной набивки, чтобы придать материалу рельефность и подчеркнуть фактурность рисунка. Плотность таких материалов может достигать 450-580 г/м2

7.    Микрофибра, так называют ткань из волокон, способ получения которых придуман в 70-х годах прошлого века в Японии. Полиамидную нить, в сечении похожую на звезду протягивают через расплав полиэфира, особым образом охлаждают и разделяют на мельчайшие волокна с очень развитой поверхностной структурой. Каждая нить мебельной микрофибры может состоять из 50-150 тончайших почти невесомых волокон (микроволокно длиной 100 км весит всего лишь около 6 г). По тактильным ощущениям микрофибра напоминает зашму или нубук. Такая ткань имеет вполне «мебельную» плотность 220-340 г/м2.

Ткани категории III, к которым можно отнести сатин, тафту (плотность 130-160 г/м2) или саржу (до 260 г/м2) практически не встречаются среди обивочных материалов категории масс-маркет. Будучи изготовлены из хлопка, без специальных пропиток наряду с невысокими эксплуатационными свойствами они представляют высокую пожароопасность (хлопковые ткани имеют категорию горючести Г4).

В качестве вывода можно представить следующую схему ранжирования мебельных тканей по минимальной для каждого типа ткани плотности:

oPuvlbq4.png

Эту шкалу  можно условно соотнести с долговечностью и пожароопасными свойствами тканей: чем выше плотность, тем устойчивей к износу такой материал и тем долее такая обивка будет сопротивляться воспламенению при прочих равных условиях (волокнистый состав, наличие/отсутствие химических пропиток). Шенилловые ткани и рогожка в настоящее время считаются лидерами рынка мебельных тканей для домашнего и коммерческого использования.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Культура безопасности