Что предписывает новый Боевой устав подразделений пожарной охраны для спасения имущества от воздействия опасных факторов пожара?
Ранее, в одной из публикаций на Портале, в рубрике «Нормативная база», мы писали о перспективах требования возмещения вреда от пожара с участников тушения на которых распространялось действие Приказа МЧС России от 16 октября 2017 года № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
В обоснование своих требований пострадавшие от пожара приводили требования п. 32 предписывавшего «при проведении боевых действий по тушению пожаров охранять место тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов». С 1 марта 2025 года это требование утрачивает силу и в новом Боевом уставе не приводится, что лишает истцов необоснованного требования возмещения ущерба от похищенного с места пожара с участников тушения.
Однако, новый Боевой устав, утвержденный Приказом МЧС России от 16 сентября 2024 г. № 777 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» в качестве основной боевой задачи по-прежнему оставляет «спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи» (п. 16). Следует отметить, что приведенная формулировка имеет больше степеней свободы в отстаивании интересов службы нежели чем та, что приводилась в п. 40 Приказа МЧС России № 444. В частности, п. 40 предписывал: «При тушении пожаров одновременно проводятся АСР, включающие в себя действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия ОФП, которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба». Толкование этого нормативного требования приводит к однозначному пониманию необходимости предпринимать меры по снижению ущерба от пожара силами участников тушения не зависимо от их возможностей, что, в свою очередь, ставило в крайнее уязвимое положение руководителей тушения пожара. Однако, полностью снять обязанность по минимизации ущерба от пожара силами и средствами пожарных также нельзя. Тем не менее, разработчикам приказа МЧС России от 16 сентября 2024 г. № 777 это отчасти удалось формулировкой п. 21: «В целях спасения имущества личным составом подразделений пожарной охраны осуществляются действия, направленные на локализацию пожара, прекращение горения и исключение возможности его повторного возникновения (далее - ликвидация пожара), а также проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной». Другими словами, пожарные по-прежнему должны спасть имущество, но не посредством «снижения вероятности воздействия ОФП», а путем «осуществления действий, направленных на локализацию пожара, прекращение горения и исключение возможности его повторного возникновения» т.е. ликвидацию пожара.
Параметры эффективной ликвидации пожара нормативно разработать пока не представляется возможным, что позволяет пожарным осуществлять боевые действия с опорой на накопленный практический опыт, и имеющиеся силы и средства, а не жесткие и порой неоправданные нормативные требования.