Когда в России появились брандмейстеры
Служба брандмейстера требовала большой самоотдачи: от его умения организовать процесс пожаротушения, принять верное решение в сложной ситуации зависели судьбы людей, которые могли оказаться в зоне пожара.
В табеле о рангах должность брандмейстера соответствовала IX классу, подчинённые обращались к нему - «Ваше благородие». В ответ на приветствие брандмейстера рядовым пожарным следовало говорить: «Здравия желаю». Когда брандмейстер объявлял о каком-либо поощрении, пожарный должен был отвечать: «Покорно благодарю», а если прощался - «Счастливо оставаться».
Для личного состава пожарной части брандмейстер являлся и строгим руководителем, и мудрым наставником, и заботливым родителем. Он нес всю полноту ответственности за боеспособность пожарной команды. Комплектование личного состава пожарной части проводилось с особой тщательностью, чтобы не допустить к пожарной службе случайных людей.
Кто мог стать пожарным
В пожарную команду зачисляли только мужчин, не имевших проблем с законом. Того, кто злоупотреблял спиртным или был замечен в драках, в пожарную охрану не брали.
В правилах для поступающих на службу указывали требования:
- Дисциплину соблюдать
- Быть трезвыми
- Вести себя благопристойно
- Не произносить бранных слов
- Ссор между собой не заводить
Такие требования были обусловлены тем, что боевая работа личного состава пожарных команд являлась коллективной деятельностью, требовала сплоченности и взаимовыручки.
«Служба в пожарной команде, имеющая своею целью охрану имущества человека, а часто и спасение драгоценнейшего дара Божия - самой жизни человеческой, есть дело достойное, честное и высоконравственное. В минуту несчастья служитель пожарному делу является для злополучных жертв пламени первым и главным защитником, в котором погибающие видят своего спасителя», - учил своих подчиненных С. Кудрявцев, брандмейстер г. Калуга.
Эти справедливые слова в полной мере отражают благородную сущность профессии пожарного, готового в любую минуту прийти на помощь людям.