Зачем российские пожарные в прошлом изучали иппологию
Курсы пожарных техников стали первым в России учебным заведением пожарно-технического профиля, в котором осуществлялась качественная подготовка специалистов пожарного дела. В основу организации обучения была положена система подготовки пожарных, принятая в Германии. Будущие начальники пожарных частей изучали пожарную тактику, теорию горения, электротехнику, физику, химию, математику, черчение. В ходе обучения проводились практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, ремонту пожарного оборудования.
В списке изучаемых дисциплин особое место занимала иппология - наука о лошадях, включающая знания анатомии, физиологии и многое другое, что связано с лошадьми. Эти знания были необходимы пожарным, поскольку вплоть до начала ХХ в. доставка на пожар личного состава части, пожарно-технического оборудования и запасов воды осуществлялась исключительно на конной тяге. Выбор и покупка лошадей для пожарной части входили в обязанности брандмейстера. При выборе учитывались, прежде всего, спокойный нрав, сила и выносливость лошади. Опытный брандмейстер всегда следил за питанием и физическим состоянием лошадей, которые испытывали большие нагрузки, доставляя на пожар ручные насосы, рукава, лестницы, двухсотлитровые пожарные бочки.
Каждая пожарная часть гордилась своими конями, за которыми пожарные старательно ухаживали, давали им имена, порой весьма необычные: Пирожник, Плинтус, Недоросль, Ремень, Оратор, Укроп, Упырь, Хрусталь, Эскулап и даже Отелло. Это делалось для того, чтобы во время пожара лошади слушались только пожарных, откликаясь на имена. Пожарных лошадей специально обучали не бояться огня. Сначала к животному медленно подносили факелы. Потом постепенно начинали подводить к костру во дворе пожарной части. Далее приучали лошадей к шуму, крику, треску падающих бревен. Около них создавали оглушительный грохот, разламывали деревянные доски, при этом рядом должен был находиться пожарный, который успокаивал лошадей ласковым голосом.
Чтобы молодые лошади не пугались звуковых сигналов, сопровождавших выезд пожарной команды, их запрягали вместе с уже привыкшими к пожарной службе лошадьми, которые подавали пример спокойствия во время движения.
В 60-е годы XIX века в Москве по окрасу лошадей даже можно было определить, какая пожарная часть спешит на пожар. Пречистенская пожарная часть выезжала только на белых конях, Арбатская – на гнедых, Хамовническая – на буланых, Мясницкая – на рыжих, Тверская – на желто-белых. В Пречистенской пожарной части специально был устроен лазарет для лечения пожарных лошадей.
Лошади верно служили пожарным вплоть до 30-х г. ХХ в., когда повсеместно в российских пожарных частях появились автомобили.