17.04.2025, 09:04
Автор: Сонина О. Н. к.х.н.
41
Время чтения: 3 мин.

Перспективны ли грузовики на водородном топливе в перевозках опасных грузов?

Культура безопасности
Уникальная техника
КАМАЗ-53193 «Чистогор» с силовой установкой на водороде. Фото из свободных источников
Использование электромобилей для перевозки опасных грузов требует принятия мер по снижению рисков, связанных с электрическим приводом и перевозимыми опасными грузами, в частности, по обеспечению электробезопасности системы высокого напряжения, пожарной безопасности аккумуляторной системы и безопасности при столкновении.

Электрические и гибридные двигатели активно завоевывают рынки легкового и пассажирского автотранспорта благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам. Единственным фактором, сдерживающим на данный момент доминирование таких транспортных средств над автомобилями с ДВС можно считать высокую стоимость подобных технологий и, применительно к России, недостаточную развитость инфраструктуры по заправке и техническому обслуживанию электромобилей.

Чтобы сделать электропривод более удобным и максимально эффективно применимым к транспортным средствам большой грузоподъемности, были разработаны альтернативы электрической энергии, получаемой от аккумуляторных батарей. Речь о водородных топливных  элементах (ВТЭ), в которых выработка электрической энергии происходит путём окисления водорода. 

В октябре 2024 г в индустриальном парке "Руднево" в рамках Международной конференции по водородной энергетике ПАО "КАМАЗ" и АФК "Система" представили пилотный проект грузового автомобиля КАМАЗ-53193 на водородных топливных элементах. Ранее в 2021 камский автозавод впервые представил "водоробус" на базе КАМАЗ-6290 с системой водородных топливных элементов (ВТЭ), рассчитанный на 80 пассажиров и имеющий запас хода около 250 километров.

КАМАЗ-53193 «Чистогор» - первый в стране "пилот" полноценного водородного грузовика грузоподъёмностью более 9 тонн,  ВТЭ имеет 12,5-килограммовый запас водорода, что позволяет ему проходить на одной зарядке не менее 500 километров. Сам процесс зарядки в отличие от уже ставших привычными АКБ занимает всего 5-6 минут. 

ZGQFlZdy.png

Баллоны для хранения водорода, выдерживающие давление 350 бар (фото из открытых источников)

RhZbmWas.png

Водородная электрохимическая установка КАМАЗ 53193-ВТЭ  (фото из открытых источников)

Центр водородных технологий АФК "Система" весьма оптимистичен в оценках будущего грузового водородного проекта и предполагает возможность с июня 2025 года организовать движение водородных грузовиков по трассе Москва - Санкт-Петербург, где сегодня реализуется проект КАМАЗа по беспилотному движению.

Схема маршрута с водородными заправками. © Ridus.ru

Схема маршрута с водородными заправками (фото из открытых источников)

С тех пор как подобные виды грузовиков появились на международном и российском рынке, закономерно встал вопрос об их применимости при перевозке опасных грузов. Решить его можно было лишь изучив сопутствующие риски. 

Новые положения вступившего в действие 01 января 2025 года Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ-2025) ЕЭК ООН призваны обеспечить безопасное использование транспортных средств, работающих на водороде, для перевозки опасных, но не взрывчатых грузов. Кроме того, новые положения также способствуют переходу на экологически чистую энергию в транспортном секторе, способствуя развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей и заправки водородом.

Рабочая группа ЕЭК ООН по перевозке опасных грузов в настоящее время изучает возможность разрешить также перевозку взрывчатых веществ на электромобилях и транспортных средствах, работающих на водороде. Данные положения будут включены в следующую редакцию Соглашения в 2027 году.

Сегодня водород все чаще рассматривается как жизнеспособная альтернатива ископаемым видам топлива в транспортной отрасли и потенциально имеет решающее значение для достижения нулевого уровня выбросов в транспортном секторе, поэтому рассмотрение вопросов безопасности при использовании подобных транспортных средств для перевозки опасных грузов весьма актуально.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Культура безопасности