04.06.2025, 09:12
Автор: Булгаков В.В.
98
Время чтения: 3 мин.

Огненная ночь на Транссибе: Как забытая трещина породила крупнейшую катастрофу СССР

Культура безопасности
История пожаров и ЧС
Фотография взята из отрытых источников
В ночь на 4 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской магистрали (перегон Аша — Улу-Теляк, Башкирская АССР) произошел мощный взрыв газового облака в момент встречи двух пассажирских поездов.

Цепь преступной халатности: Почему газовое озеро не заметили

Катастрофа готовилась годами. Еще в 1981 году Совмин СССР утвердил строительство трубопровода «Западная Сибирь–Урал–Поволжье» диаметром 720 мм, хотя правила запрещали транспортировку сжиженного газа по трубам шире 400 мм. Также не была смонтирована система автоматического контроля утечки газа, что не позволило оперативно выявить утечку. Но главные ошибки случились позже, когда в 1985 году экскаватор при строительстве повредил трубу, а трещина более полутора метров осталась незамеченной, и в мае 1989 года из трубы началась утечка газа, который в течении трех недель в низине у путей образовал огромное газовое озеро. За 3 часа до взрыва датчики на перекачивающей станции показали падение давления в трубе, но вместо поиска утечки операторы... увеличили подачу газа! Машинисты проходящих поездов сообщали диспетчеру о «сильной загазованности» на этом участке, но движение не остановили. 

Роковые минуты: Встреча, разделившая жизнь на «до» и «после»

В 01:14 по местному времени, когда поезда № 211 «Новосибирск–Адлер» и № 212 «Адлер–Новосибирск» поравнялись на 1710-м км Транссиба, воздух внезапно воспламенился. Мощность взрыва достигла 300 тонн в тротиловом эквиваленте — некоторые эксперты сравнивали ее с ядерным ударом по Хиросиме. Столб пламя взметнулся на 200 метров, осветив тайгу как днем, а ударная волна выбила стекла в городе Аша, находившимся за 11 км. Загорелись 37 вагонов и 2 электровоза, 11 вагонов сошли с рельсов, а железнодорожные пути превратились в груду искореженного металла.

Внутри вагонов начался ад, температура за секунды достигла 1200°C — металлические ручки дверей стекали «сосульками», пассажиры, проснувшиеся от падения с полок, пытались открыть раскаленные двери. 12-летняя Надя Ющенко, выпрыгнувшая из окна, позже вспоминала: «Провожу рукой по голове — волос нет, а металлический ободок рассыпался в пепел...».  Татьяну Сопильняк, которой было 5 лет на момент катастрофы, мать выбросила из горящего вагона через разбитое окно. «Ноги были чёрные, как уголь... Я видела, как светились верхушки деревьев — это горел газ» – вспоминает Татьяна. Валентина Джонджуа о тех страшных событиях – «Когда схватилась за ручку двери, кожа прилипла к металлу. Муж пытался потушить мои волосы руками». 

Герои в огненном аду: Как спасали обреченных

Несмотря на хаос и панику, трагедия стала примером невероятного мужества, которое проявили люди. Машинист Сергей Столяров, отцепив цистерны с нефтепродуктами, на электровозе вывез 400 раненых, сделав 3 рейса к месту катастрофы. «Дети не плакали, хотя у многих тела были обожжены до костей», — вспоминал он. Начальник поезда Эльдар Фарзалиев с ожогами 25% тела вытаскивал людей из огня. В одном вагоне он нашел девочку, которая вцепилась ему в шею: «Отцепить ее не мог — руки обгорели до нервов». Врач Николай Ермолюк из села Улу-Теляк подготовил больницу за 2 часа, приняв 600 человек. Жители сёл Средние Казаяки и Улу-Теляк выносили пострадавших на одеялах, оказывали первую помощь в домах и доставляли в больницу тяжелораненых.  Позже на месте катастрофы нашли 258 тел, ещё 317 человек умерли в больницах от ожогов. Среди погибших были 9 юных хоккеистов команды «Трактор-73». 

В аварийно-спасательных работах принимали участие личный состав пожарной охраны и милиции, войсковых частей и невоенизированных формирований ГО. Задействовано было огромное количество техники, в том числе два пожарных поезда и вертолеты.

Уроки Огненной ночи на Транссибе

Ашинская трагедия остается символом халатности: игнорирование норм строительства, отказ от телеметрии, пренебрежение сигналами об опасности. Как отмечал общественник Салават Абдулин, потерявший дочь: «Проектировщики создали самую длинную бомбу в мире». После катастрофы на 1710-м километре Транссибирской магистрали машинисты получили право останавливать поезд при малейшем запахе горючего, железные дороги оборудовали датчиками газа, а трубопроводы у путей теперь оснащают автоматическими системами отсечки. 

В 1992 году на месте трагедии открыт 8-метровый памятник в виде скорбящих женских фигур из рельс, но память о 575 погибших не только ритуал возложения цветов к мемориалу - это напоминание о том, что безопасность не терпит компромиссов. Сегодня, когда по тем же путям Транссиба идут грузы сжиженного газа, уроки 1989 года актуальны как никогда.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Культура безопасности