07.08.2025, 09:01
Автор: Булгаков В.В.
138
Время чтения: 3 мин.

Одна из крупнейших железнодорожных катастроф СССР

Культура безопасности
История пожаров и ЧС
Фотография взята из отрытых источников
7 августа 1987 года произошло столкновение грузового и пассажирского поездов на станции Каменская в Ростовской области, которое унесло жизни 107 человек.

В ночь на 7 августа 1987 года на станции Каменская (город Каменск-Шахтинский, Ростовская область) произошла одна из самых масштабных железнодорожных катастроф в истории Советского Союза. Столкновение грузового и пассажирского поездов унесло жизни 107 человек, ещё 114 получили ранения. Эта трагедия, произошедшая из-за цепочки технических неисправностей и человеческих ошибок, навсегда осталась в памяти как пример того, к каким последствиям может привести пренебрежение правилами безопасности на транспорте.

Хронология катастрофы: от технической неисправности до столкновения

Грузовой поезд №2035 был сформирован на станции Армавир-1 и состоял из 55 вагонов-хопперов с зерном общим весом более 5,5 тысяч тонн. В ночь с 6 на 7 августа состав прибыл на станцию Лихая, где проводилась смена локомотивов и локомотивных бригад. Здесь и произошла первая роковая ошибка: помощник машиниста сдающей бригады не смог закрыть концевой кран тормозной магистрали со стороны первого вагона из-за его неисправности. Вместо этого он перекрыл кран между вагонами (по разным данным — между 1-м и 2-м или между 6-м и 7-м), но не сообщил об этом принимающей бригаде.

Осмотрщики вагонов, проверявшие состав перед отправлением, не обратили внимания на перекрытый кран и не провели полноценного опробования тормозов, ограничившись поверхностной проверкой. Они выдали справку формы ВУ-45 о якобы исправных тормозах, хотя на самом деле тормозная система работала только на части состава.

Роковое движение и потеря контроля

В 01:02 грузовой поезд №2035 отправился со станции Лихая в сторону Каменской. Уже при трогании с места возникли тревожные признаки: состав двигался с трудом, преодолевая сопротивление неотпущенных тормозов хвостовой части. Однако неопытный машинист, впервые управлявший столь тяжеловесным поездом, посчитал это нормальным явлением.

В пути машинист провёл пробное торможение и заметил, что тормозной путь составил около 700 метров вместо положенных 300, но не придал этому должного значения. Между тем, после прохождения 8-километрового участка начался затяжной спуск в 11 тысячных (11 метров перепада на километр пути), ведущий к станции Каменская.

Осознав потерю контроля над ситуацией, машинист попытался применить все возможные виды торможения: служебное, экстренное, электродинамическое и даже торможение противотоком — но безуспешно. Тормоза работали лишь на локомотиве и нескольких головных вагонах, тогда как основная часть 5500-тонного состава фактически оставалась без тормозов.

Катастрофа на станции Каменская

Пока грузовой поезд стремительно набирал скорость (до 140 км/ч вместо разрешённых 25 км/ч), на станции Каменская ситуация складывалась критическая. Все пути были заняты составами, включая пассажирские поезда №347 (Краснодар—Москва) и №335 (Ростов-на-Дону—Москва), а также грузовые с опасными веществами.

В 01:29 дежурная по станции попыталась отправить пассажирский поезд №335, но проводник одного из вагонов, не понимая ситуации, сорвал стоп-кран. В 01:31 грузовой поезд на огромной скорости врезался в стрелочный перевод №17, где произошёл разрыв автосцепки между вагонами. Большая часть состава сошла с рельсов, образовав завал, но локомотив с одним вагоном продолжил движение.

Ровно в 01:32 электровоз грузового поезда на скорости свыше 100 км/ч врезался в хвост пассажирского состава, полностью разрушив два последних вагона (№14 и №15) и частично повредив третий с конца (№13). Мгновенно погибли 106 человек, включая пассажиров и двух проводников. 107-й жертвой стал электромонтёр, погибший при ликвидации последствий аварии.

Последствия и ликвидация аварии

Картина, открывшаяся спасателям на рассвете, была ужасающей. Разбитый электровоз грузового поезда лежал на обломках пассажирских вагонов. У нечётной горловины станции образовался завал из грузовых вагонов высотой около 15 метров, многие из которых буквально "зарылись" в землю на глубину до 10 метров. Были полностью разрушены: две секции электровоза ВЛ80с, 54 грузовых вагона-хоппера, 3 пассажирских вагона, 300 метров железнодорожного пути, 2 стрелочных перевода и 8 опор контактной сети.

Потери зерна составили 330 тонн, а материальный ущерб оценивался в 1,5 миллиона советских рублей. Движение по станции было полностью парализовано: по первому пути — на 1 час 30 минут, по второму — на 83 часа.

Работы по ликвидации

Уже в 01:36 поступил первый сигнал о катастрофе, а к 01:42 на место прибыли четыре машины "скорой помощи". В ликвидации последствий участвовали: воинские части Каменского гарнизона, рабочие близлежащих предприятий и студенческие отряды. Для расчистки завалов и ремонта железнодорожного полотна применялись восстановительные поезда, бульдозеры, тракторы и краны.

Особую сложность представляло рассыпавшееся зерно, которое собирали как техникой, так и вручную. Тела погибших первоначально размещали в привокзальном сквере, где позднее установили поклонный крест. Трое суток непрерывных работ потребовалось для полного восстановления движения.

Жертвы и человеческие трагедии

При столкновении поездов были ранены 114 человек, погибли 107, в числе которых была актриса Татьяна Ливанова (Пискунова) — жена известного актёра Игоря Ливанова, и их 8-летняя дочь. На их общем надгробии выгравированы строки из стихотворения Александра Кочеткова:

"С любимыми не расставайтесь 

Всей кровью прорастайте в них 

И каждый раз на век прощайтесь 

Когда уходите на миг!"

Трое погибших так и не были опознаны и похоронены как неизвестные. Многие выжившие получили тяжёлые травмы, включая членов локомотивной бригады грузового поезда.

Расследование, судебные последствия и уроки трагедии

Правительственная комиссия установила, что причиной катастрофы стало отправление грузового поезда с перекрытым краном тормозной магистрали, из-за чего тормоза работали лишь на части состава. Расследование выявило целый ряд нарушений. Например, осмотрщики вагонов не провели полного опробования тормозов, не выявили перекрытый кран и указали в справке заведомо ложные данные о плотности тормозной сети. Работники локомотивной бригады грузового поезда проигнорировали признаки неисправности тормозов, не провели должной проверки перед отправлением и не приняли своевременных мер при обнаружении аномального тормозного пути.

В 1988 году осмотрщики вагонов А. Трусов и Н. Пузанов были осуждены на 12 лет лишения свободы по статье 35 части 1 УК РСФСР. Локомотивные бригады обоих поездов, дежурная по станции и диспетчер были оправданы — первые из-за тяжёлых травм, вторые из-за невозможности изменить ситуацию из-за блокировки стрелок.

Были и кадровые последствия: начальник Юго-Восточной железной дороги снят с должности, а Лиховское отделение передано Северо-Кавказской железной дороге.

Крушение на станции Каменская стало поворотным моментом в истории советского железнодорожного транспорта, заставив пересмотреть многие аспекты безопасности. Например, усилен контроль за исправностью тормозных систем и процедурами проверки. При подготовке локомотивных бригад особое внимание стало уделяться действиям в нештатных ситуациях. Также была пересмотрена организация движения поездов, в том числе практика формирования тяжеловесных поездов и их пропуска по сложным профилям пути. Были улучшены системы радиосвязи для исключения "заглушения" эфира.

Память и предостережение

Спустя 38 лет крушение на станции Каменская остаётся одним из самых трагических событий в истории российских железных дорог. Оно унесло жизни 107 человек, разрушило десятки семей и оставило глубокий след в памяти выживших и спасателей.

Эта катастрофа стала не только следствием стечения обстоятельств, но и результатом пренебрежения правилами безопасности, недостаточной подготовки персонала и организационных просчётов. Её уроки актуальны и сегодня, напоминая о том, что на транспорте нет мелочей, а цена ошибки может быть непомерно высокой.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Культура безопасности