Обучение по охране труда будущих специалистов промышленной безопасности
Обучение по охране труда будущих специалистов включает приобретение знаний, умений и навыков осуществления безопасного труда, а также подготовку к безопасной профессиональной деятельности. Этот процесс регламентирован нормативными документами, включает различные виды обучения по утвержденным программам обучения, методы и оценку знаний и навыков.
Обучение по охране труда для будущих специалистов регулируется:
– Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», который устанавливает обязательные требования к обучению и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем;
– профессиональным стандартом «Специалист в сфере промышленной безопасности» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2020 №911н), в котором указаны требования к обучению и аттестации работников в области промышленной безопасности, включая обучение по охране труда.
Основные виды обучения в области охраны труда осуществляются по программам:
1) инструктажи по охране труда: вводный, целевой инструктажи и инструктажи по охране труда на рабочем месте, который, в свою очередь, включает: первичный, внеплановый и повторный инструктажи на рабочем месте;
2) стажировка на рабочем месте – форма обучения практическим навыкам, безопасным методам и приемам выполнения работ под руководством наставника;
3) обучение по оказанию первой помощи может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда, так и отдельно в виде самостоятельной программы;
4) обучение по использованию средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) – может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда, так и отдельно в виде самостоятельной программы;
5) обучение требованиям охраны труда (далее – ОТ), который выделяют по трем направлениям: обучение по общим вопросам ОТ и функционирования системы управления ОТ, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, а также обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования.
Программы обучения должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда.
Основная информация по срокам и видам обучения в области охраны труда приведена в таблице.
Вид обучения | Кто проводит | Когда проводят |
Обучение по охране труда | Специалист по охране труда — для рядовых сотрудников. Учебный центр — для:
| Первичное обучение – в течение 2 месяцев после приема на работу. Далее – один раз в три года. |
Инструктаж | Непосредственные руководители работ. | Первичный на рабочем месте – при приеме на работу. Повторный – раз в полгода. Внеплановый и целевой – по мере необходимости в специально оговоренных случаях. |
Стажировка | Специально назначенный наставник. | После приема на работу, в течении минимум 2 рабочих дней (смен). |
Обучение оказанию первой помощи | Специалист-инструктор (при наличии) или учебный центр. | Один раз в три года. |
Обучение по использованию СИЗ | Специалист по охране труда – для рядовых сотрудников. Учебный центр:
| Один раз в три года. |
Современный образовательный процесс невозможно представить без использование дистанционных образовательных технологий. Следует помнить, что нормативными документами определено, доля практических занятий должна быть не менее 25% от общего числа часов. С помощью дистанционных образовательных технологий можно обеспечить обучающихся нормативными документами, учебно-методическими материалами и материалами для проверки знания требований охраны труда.
Для достижения эффективности обучения по охране труда могут применяться различные педагогические инструменты, позволяющие наиболее полно воссоздать реальные условия профессиональной деятельности:
1) решение кейсов – типовых профессиональных задач, в которых необходимо описать последовательность действий работника с учетом заданных условий их реализации;
2) решение практические и ситуационные задачи, позволяющие развить профессионально-значимые компетенции обучающимися в области охраны труда;
3) применение VR-тренажеров – это один из самых инновационных инструментов, который применяется не только для обучения, но и проверки знаний, а также отработки нештатных ситуаций, сопровождающийся выявлением обнаруженных опасных ситуаций и опасных условий осуществления технологического процесса.
Для оценки знаний и навыков будущих специалистов в области охраны труда и промышленной безопасности используется тестирование. Проводится на ведомственном портале Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕИСОТ), которое назначает только учебный центр – во время планового обучения и проверки знания требований охраны труда, применения СИЗ и оказания первой помощи пострадавшим.
В Письме Минтруда России от 14 июля 2025 года №15-3/10/В-11850 говорится о росте уровня производственного травматизма, где указаны основные причины несчастных случаев на производстве: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение технологического процесса, игнорирование работниками трудового распорядка и дисциплины труда. Обучение по охране труда будет способствовать повышению культуры безопасности будущих специалистов промышленной безопасности.
Качественное обучение по охране труда способствует повышению уровня профессиональной подготовки кадров и созданию условий для устойчивого развития промышленного производства в рамках соблюдения стандартов качества и требований к охране здоровья и обеспечению безопасности труда.


