К вопросу совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения противопожарного водоснабжения

Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со специальными площадками, подъездами для пожарных машин (ПМ) и забора всасывающими рукавами. Основные противопожарные требования предусматривают необходимость подачи нормативных объемов воды под определенным напором в течение расчетного времени тушения пожаров [СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»].
В малых населенных пунктах для хозяйственно-противопожарных нужд чаще всего устраиваются системы местного водоснабжения с забором воды из подземных источников, шахтных колодцев или скважин – для хозяйственных нужд и противопожарных водоемов – для целей пожаротушения.
На сегодняшний день одной из проблем противопожарного водоснабжения во многих малонаселенных пунктах является отсутствие или неудовлетворительное состояние пожарных водоемов.
В свою очередь, именно пожарные водоемы являются основными водоисточниками для целей пожаротушения при отсутствии водопроводного водоснабжения.
По закону, за безопасность жителей в деревнях и посёлках отвечает глава сельского поселения. Они обязаны оборудовать в населённом пункте противопожарный водоём либо приспособить для тушения речку или озеро, находящиеся неподалёку. Главное, обеспечить к воде нормальный подъезд и спуск, вырубить лишние кусты и деревья, расчистить берег. Если водоёмов поблизости нет, роют пруд или закапывают в землю большую ёмкость с водой.
Однако, в соответствии с федеральным законодательством, это правило распространяется на деревни с населением не менее 50 человек. Получается, что допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек и создание противопожарных водоёмов оказывается делом добровольным. Возникает вопрос, как же быть, если все-таки по каким-либо причинам произойдет пожар, ведь прибывшие за много километров подразделения пожарной охраны имеют ограниченный запас воды. Вот тут, на помощь пожарным и могли бы прийти пожарные водоемы. Из этого следует, что всё зависит от ответственности главы поселения и активности людей.
Но почему наличие противопожарных водоемов должно зависеть от числа людей, проживающих в деревне. А не от количества домов, не зависимо прописан там кто-либо или нет. Ведь горят сами деревянные постройки. А древесина обладает определенной линейной скоростью распространения горения и при пожаре в помещениях температура в некоторых точках может достигать 1100 °С, скорость горения достигает порядка 4,4 мм/мин. Спасение от таких пожаров, независимо от причин их возникновения, зависит в основном от наличия противопожарных водоемов.
В добровольном порядке, надеяться на желание и активность людей нельзя. Тем более, что в деревнях проживают в основном старики. Молодёжь уезжает в областные и столичные города. И как быть оставшимся 49 людям, ведь закон говорит о не менее пятидесяти. Изменение в правовой нормативной базе, ссылающейся не на количество прописанных, а на количество объектов в населенном пункте позволит защищать деревянные постройки и вместе с тем человеческие жизни.