Фреттинг-корозия - возможная причина техногенной аварии

В 1928 году через реку Огайо был построен подвесной автомобильный мост («Серебряный мост»). Этот мост соединял город Пойнт-Плезант (штат Западная Виргиния) с промышленным городом Галлиполис (штат Огайо). Данный подвесной мост состоял из трех пролетов: центрального длиной 213 метров и двух боковых пролётов длиной по 115 метров. В конструкции моста были использованы термообработанные стальные стержневые подвески «стержни с проушинами на концах» вместо традиционных тросов.
15 декабря 1967 году мост обрушился. По словам очевидцев, мост полностью разрушился за считанные секунды. В момент обрушения вместе с мостом в реку упал 31 автомобиль, жертвами аварии стали 46 человек.
Как в последствии показала экспертиза, обрушение моста произошло в результате разрушения одного из стальных звеньев стержневой подвески, а точнее одной из проушин, что повлекло за собой цепную реакцию разрушения моста.
Небольшая трещина на поверхности «роковой» стержневой подвески являлась дефектом ее изготовления. Дальнейшему распространению трещины в теле подвески при эксплуатации моста способствовала фреттинг-коррозия, вызванная микроскопическими колебаниями конструкции моста в неблагоприятных условиях окружающей среды. Колебания моста были вызваны потоком, движущихся по нему автомобилей. Следует отметить, что помимо микроколебаний в стальных звеньях моста возникали и растягивающие напряжения в результате высокой транспортной нагрузки и теплового расширения конструкции, особенно в летний период. В дальнейшем трещина увеличилась в размерах в течение всего срока службы моста. К распространению трещины вплоть до полного разрушения моста помимо фреттинг-коррозии подключилась и внутренняя усталостная коррозия.
Поскольку во время строительства «Серебряного моста» свойства примененной марки стали не были достаточно хорошо изучены, никто не подозревал, что взаимодействие стальных деталей с содержащимися в выхлопных газах соединениями (особенно соединениями серы), влагой и солями приведёт к тому, что сталь со временем станет более хрупкой и склонной к коррозионному растрескиванию.
После катастрофического разрушения «Серебряного моста» были разработаны новые стандарты проверок состояния мостов подобных конструкций.