Особенности пожарной опасности и обеспечения пожарной безопасности гостиниц
Гостиница - это предприятие, которое предоставляет услуги по временному проживанию. Одновременно в гостиницах (отелях) находится значительное количество людей: постояльцы и персонал.
Пожарная опасность
Гостиницы относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2, поэтому имеют высокие требования по обеспечению пожарной безопасности (далее - ПБ). На пожарную опасность отелей влияют объемно-планировочные решения (иногда очень креативные), наличие большого количества пожарной нагрузки (мебель, элементы декора, постельные принадлежности), размещение помещений различного функционала (кухни, рестораны, конференц-залы, сцены, сауны).
Отели относятся к объектам с массовым пребыванием, в том числе ночным нахождением людей. Создание условий для обеспечения безопасности людей, заселяющихся в гостиницы, важно по последующим причинам:
- постояльцы находятся в малознакомой обстановке, поэтому не ориентируются в планировке помещений, не могут быстро найти эвакуационные выходы;
- состояние сна, смена часовых поясов, приводящие к усталости и заторможенности реакции, непонимание текста на русском языке затрудняют быстрое реагирование при поступлении сигнала о пожаре;
- при нахождении на отдыхе в гостинице постояльцы могут находяться в состоянии алкогольного опьянения. Такое состояние может приводить не только к замедленности реакций, но и может способствовать возникновению пожара.
К сожалению, в истории пожарной охраны России есть печальные примеры крупных пожаров в гостиницах, например пожары в гостинице “Россия” и “Ленинград”.
Пожар в гостинице «Россия», 25.02.1977/ Фотография из открытых источников
Пожар в гостинице «Ленинград», 23.02.1991 / Фотография из открытых источников
Статистика пожаров в гостиницах пополнилась событиями и в последние месяцы:
17.12.2023 – пожар в гостиничном комплексе «Европа» в г. Астрахань;
24.01.2024 – пожар в гостинично-развлекательном комплексе «Роял» в г. Хабаровск;
17.022024 – пожар в гостинице «Дружба» в г. Абакан.
Обзор пожаров в гостиницах выявил основные причины их возникновения, представленные на диаграмме.
Основные причины пожаров в гостиницах
Пожарная безопасность
Проектирование заданий объектов и систем противопожарной защиты в соответствии с требованиями ПБ, соблюдение правил противопожарного режима обеспечивают снижение риска пожара и защиту для гостей и персонала.
В 2024 году введено обязательное требование ведения журнала ознакомления постояльцев с правилами и инструкциями противопожарного режима.
При заселении в гостиницу для обеспечения своей безопасности обратите внимание на следующее:
- наличие систем пожарной автоматики (пожарные извещатели, системы пожаротушения);
- заранее изучите план эвакуации (вывешивается на этаже и в номере);
- доступность эвакуационных выходов с этажа и из помещений, направление движения при эвакуации;
- проверьте наличие первичных средств пожаротушения.
В гостиницах система эвакуации должна предусматривать использование фотолюминесцентных материалов, световых табло и указателей на случай отключения света.
Фотолюминесцентные системы эвакуации
Задачей администрации гостиницы является разработка распорядительных документов для обеспечения противопожарного режима, которыми должны быть определены:
- места для курения;
- места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях горючих материалов;
- порядок уборки горючих отходов и пыли;
- порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- порядок проведения временных пожароопасных работ;
- порядок применения пиротехнических изделий.
Для руководителей объектов гостиничного бизнеса предлагаются мероприятия профилактической работы:
1. Снять фильмы о правилах поведения при пожаре в здании своего отеля, о процессе эвакуации из помещений отеля, о порядке действий в случае обнаружения пожара. Особое внимание уделить эвакуации маломобильных групп населения. Эти фильмы периодически демонстрировать на экранах телевизоров в холлах, ресторанах, обеденных залах.
2. Организовать сотрудничество с гидами туроператоров, которые при заселении должны проводить информирование о правилах поведения при пожаре в здании данного отеля.
3. Разработать печатные материалы с информацией о пожарной безопасности (буклеты, памятки) в месте проживания.
4. Привлекать к противопожарной пропаганде анимационные группы отелей. Аниматоры могут в форме игры представить детям правила ПБ в отеле в целях предотвращения неосторожного обращения с огнем или использования электроприборов не по назначению, а также обучения действиям при обнаружении пожара.
5. Осуществлять напоминание о необходимости соблюдения правил ПБ в местах проживания на отдыхе посредством громкоговорителей на пляжах отеля или в местах нахождения большого количества людей (рестораны, конференц-залы и др.).
6. Организовать конкурс среди отелей (например, внутри сети отелей) на лучшее представление профилактической программы по обеспечению ПБ в отеле.
7. При проживании иностранных граждан реализовывать мероприятия профилактической работы на иностранном языке, причем не только на английском языке, а с учетом языков наиболее часто проживающих иностранных гостей.
Соблюдение пожарной безопасности в гостиницах является обязанностью каждого участника, и проектировщика, и руководителя, и гостя. Создание безопасных условий на объектах туризма в свете реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» является приоритетным направлением.