28.03.2024, 10:05
Автор: Сараев И. В.
120
Время чтения: 3 мин.

Работа на тренажёре «Автолестница пожарная АЛ-50»

Пожарная техника
Знание - сила
Фото: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Тренажер предназначен для первоначального обучения операторов пожарной автолестницы АЛ-50 при проведении практических занятий с курсантами специализированных учебных учреждений. Тренажер моделирует реальные условия работы оператора: визуальную и звуковую обстановку и взаимодействие с органами управления.

Программное обеспечение обучающего модуля позволяет инструктору осуществлять теоретическое обучение курсантов, индивидуальное тестирование и оценку эффективности проводимых занятий.

 

Тренажер предназначен для выполнения следующих учебных задач:

  • ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами пожарной автолестницы АЛ-50
  • отработка действий оператора по установке автолестницы на опоры, по манипуляциям с лестницей
  • отработка действий оператора по выполнению задач спасения людей при помощи лестницы, подвесной люльки, лифта
  • отработка действий оператора по соблюдению алгоритмов режимных переходов работы автолестницы
  • отработка действий оператора в аварийных ситуациях
  • отработка действий оператора по управлению лафетным стволом.

 

При этом подсистемы визуализации и моделирования звуковой обстановки с высокой степенью достоверности обеспечивают:

  • графическую модель местности с размещенными на ней малоэтажными и многоэтажными зданиями и промышленными объектами
  • высокое качество степени детализации виртуальных объектов
  • визуальное согласованное отображение автолестницы на ЖК-дисплее с диагональю 140 см
  • визуализацию рабочей зоны автолестницы с места оператора автолестницы во всех режимах ее работы с учетом подъема на максимальный угол
  • отображение внешних процессов при установке автолестницы на опоры, при манипуляциях с ней
  • звуковое сопровождение работы механизмов при выполнении задания

 

Тренажер функционирует под управлением персональной ЭВМ и представляется в виде рабочего места обучающегося (РМО).

 

РМО размещается на единой платформе, снабженной четырьмя роликами со стопорами (рис. 1), и включает в себя:

  • пульт управления АЛ-50
  • задний отсек платформы
  • щиток контроля водителя
  • монитор (ЖК-дисплей)
  • комплект элементов конструкции для крепления монитора и органов управления
  • кресло оператора

4m6LnkpD.png

W_0lmws8.png

Рис. 1 - РМО, габаритный чертеж

 

Расположение органов управления и приборов в тренажере идентично расположению соответствующих органов управления и приборов автолестницы АЛ-50:

  • пульт управления
  • щиток контроля водителя
  • задний отсек платформы

 

Все выполняемые на тренажёре АЛ-50 операции можно разделить на три группы:

  • установка АЛ-50 на местности
  • спасение пострадавших
  • тушение пожара

 

Общий алгоритм работы на АЛ-50 можно представить в следующем виде:

  • включаем щит контроля в кабине водителя
  • запускаем коробку отбора мощности (КОМ)
  • открываем щит управления (задний отсек) для работы с опорами включаем питания
  • на щите управления переводим переключатель загрузки гидросистемы в положение «Опоры»
  • рычагами гидроусилителей устанавливаем лестницу на опоры и выравниваем ее положение по имитаторам уровней (до загорания ламп-индикаторов «Поворот вправо/влево разрешен»)
  • переводим переключатель загрузки гидросистемы в положение «Лестница»
  • закрываем щит управления (задний отсек)
  • переходим за пульт управления  лестницей
  • включаем питание переключателем, задаем нужный диапазон длины максимального вылета переключателем  (на мониторе появится задание)
  • выполняем упражнение (спасение пострадавших / тушение пожара)
  • укладываем лестницу с помощью рычагов управления (до срабатывания кнопки совмещения осей лестницы и платформы)
  • открываем щит управления (задний отсек) для работы с опорами
  • на щите управления переводим переключатель загрузки гидросистемы в положение «Опоры»
  • рычагами гидроусилителей снимаем лестницу с опор
  • переводим переключатель загрузки гидросистемы в нейтральное положение
  • выключаем питание
  • закрываем щит управления (задний отсек)
  • отключаем коробку отбора мощности (КОМ)
  • выключаем щит контроля в кабине водителя

0 комментариев

Популярные статьи в разделе Пожарная техника