02.05.2024, 12:48
Автор: Булгаков В.В.
689
Время чтения: 3 мин.

Легендарная пожарная машина – АНР-40 (130)

Пожарная техника
Страницы истории
Фото: Пожарный насосно-рукавный автомобиль АНР – 40 (130) / Музей пожарной техники, г. Иваново
Уже более 27 лет не выпускается один из самых известных пожарных автомобилей Советского Союза, но который до сих пор находится в строю в некоторых подразделениях пожарной охраны. Для чего предназначен этот автомобиль и в чем заключались его особенности, расскажем в статье.

В Советском Союзе массово выпускался пожарный автомобиль АНР-40 (130), который предназначался в первую очередь для тушения пожаров в городских населенных пунктах, где имелась развитая система противопожарного водоснабжения. Производство автомобиля было налажено в 1974 году на Прилукском заводе «Пожмашина», который располагался в Черниговской области Украинской ССР. Сам завод был основан 6 сентября 1928 года и являлся крупнейшим в СССР производителем пожарных автоцистерн и насосов.

Насосно-рукавный автомобиль АНР-40 (130) выпускался с 1974 по 1994 годы в модификациях сначала 127А, а затем 127Б. Например, модель 127А была выпущена в количестве более 1000 автомобилей.

Визуальное отличие последующей модели 127Б от 127А заключалось в надстройке, на которой отсутствовали боковые изгибы, а также всасывающий патрубок спереди капота переместился на боковую сторону кабины между первой и второй дверью.

Как правило в больших городах АНР-40 (130) являлся вторым номером и вместе с автоцистерной выезжал на пожары. Функциональная особенность АНР заключалась в возможности быстрой прокладки магистральной рукавной линии по ходу движения автомобиля со скоростью до 10 км/ч.

Основное отличие насосно-рукавного автомобиля от пожарных автоцистерн заключалось в отсутствии цистерны для воды, которую для тушения пожара автомобиль забирал из водоисточников - гидрантов водопроводной сети или открытых водоемов.

Габаритные размеры насосно-рукавного автомобиля (модель 127Б) составляли по длине 7,67 м, по ширине – 2,5 м, по высоте – 2,79 м. Масса автомобиля с полной нагрузкой достигала 9,6 тонны.

Базовым шасси являлся ЗИЛ-130 с двигателем мощностью 150 л/с, который разгонял загруженный автомобиль до 90 км/ч. Объем топливных баков составлял 170 литров бензина, который обеспечивал запас хода около 450 км.

На автомобиль устанавливался насос ПН-40У или НЦП-40/100, которые обеспечивали подачу воды с расходом 40 л/с.

Автомобиль обладал возможностью доставки на пожар 9 огнеборцев, включая водителя, которые размещались в кабине на трех рядах сидений. Основное предназначение автомобиля заключалось к доставке к месту пожара пожарно-технического оборудования и рукавов. Насосно-рукавный автомобиль укомплектовывался 8 рукавами диаметром 51 мм, 33 рукавами - диаметром 77 мм и 41 напорным рукавом. При этом АНР-40 (130) оборудовался еще съемной рукавной катушкой, которая размещалась на задней части надстройки и предназначалась для быстрой прокладки рукавной линии. Рукавная катушка вмещала до 6 напорных рукавов диаметром 66 мм или 5 рукавов диаметром 77 мм.

Объем пенобака автомобиля составлял 490 литров, что позволяло получать, более 58 м3 пены низкой кратности или 580 м3 пены средней кратности. В отсеках пожарного автомобиля помимо рукавов размещалось пожарно-техническое оборудование, включающее, например, 10 пожарных стволов.

Несомненно, данный насосно-рукавный автомобиль принес большую пользу огнеборцам и оставил заметный след в истории пожарной техники. Сегодня в России выпускаются новые модификации насосно-рукавных автомобилей, которые играют важную роль в пожаротушении и позволяют пожарным эффективно тушить пожары. 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Пожарная техника