05.06.2024, 09:14
Автор: Булгаков В.В.
214
Время чтения: 2 мин.

Пожарный автомобиль для сельской местности АЦУ – 20 (51)

Пожарная техника
Страницы истории
Фото: Пожарная автоцистерна АЦУ – 20 (51) / Музей пожарной техники, г. Иваново
В Советском Союзе специально для сельской местности был создан пожарный автомобиль легкого класса АЦУ-20 (51), который выпускался в период с 1962 по 1968 годы на Варгашинском заводе противопожарного оборудования. О назначении легендарной автоцистерны, ее технических характеристиках и особенностях, расскажем в статье.

В линейке пожарных автомобилей нашей страны особое место занимает автомобиль АЦУ – 20 (51), выпуск которого начался в 1962 году на Варгашинском заводе противопожарного оборудования, расположенного в Курганской области.

Эта машина специально была разработана для работы в сельской местности и имела упрощенную конструкцию, которая обозначалась в модели автомобиля буквой «У». Боевой расчет пожарного автомобиля состоял из двух человек и предполагалось, что остальной личный состав из числа добровольцев самостоятельно прибывал на место пожара. Упрощенная автоцистерна имела небольшой вес и неплохую проходимость, оснащалась минимальным количеством пожарно-технического оборудования, центробежным пожарным насосом и цистерной объемом 1550 литров, что обеспечивало быструю подачу воды на тушение пожара без установки автомобиля на водоисточник. Также пожарный автомобиль использовался для перекачки или подвоза воды на место пожара.

Автоцистерна выпускалась на базе шасси ГАЗ-51, имела колесную базу 3300 мм с формулой 4х2 и габариты 5820x2200x2130 мм. Автомобиль массой 5,4 т мог достигать скорости в 70 км/ч при мощности карбюраторного четырехтактного двигателя 70 л/с. С учетом вместимости топливного бака 90 литров и среднем расходе топлива 20 литров на 100 км, запас хода автомобиля достигал 450 км.

Конструкция двигателя включала дополнительный теплообменник, который обеспечивал не только его охлаждение в летний период, но и длительную работу насосного агрегата при перекачке воды к месту пожара. Кроме того, отсек, где располагался пожарный насос, обогревался при помощи выхлопных газов двигателя, что обеспечивало его работоспособность при отрицательных температурах.

Штатно автоцистерна оснащалась пожарным насосом ПН-20Л, который обеспечивал расход воды 1200 л/мин. Центробежный насос устанавливался в заднем отсеке кузова и приводится в действие от двигателя через коробку отбора мощности. Также имелись модификации автомобиля с навесным насосом НШН-600 и дополнительными всасывающими рукавами.

Всего было произведено более 4 тыс. пожарных автомобилей АЦУ-20 (51), которые эксплуатировались практически на всей территории Советского Союза. Кроме того, на Варгашинском заводе противопожарного оборудования выпускалась автоцистерна АЦУ-20 (63) на базе полноприводного шасси ГАЗ-63.

После 1968 года Варгашинский завод перешел на производство более современного пожарного автомобиля на базе шасси ГАЗ-53, но по свидетельствам очевидцев некоторые экземпляры АЦУ-20 (51) эксплуатировались в сельской местности вплоть до 90-х годов.

Упрощенная автоцистерна АЦУ-20 (51) оставила заметный след в истории пожарной техники и заняла свое достойное место на постаментах, являясь символом пожарной охраны России середины 20 века.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Пожарная техника