13.06.2024, 16:08
Автор: Покровский А.А., к.т.н.
156
Время чтения: 2 мин.

Требования при проектировании трубопроводов горючих газов

Промышленная безопасность
Знание - сила
Фотография взята из открытых источников
На современных химических и нефтеперерабатывающих предприятиях эксплуатируется разветвленная сеть межцеховых и внутрицеховых газопроводов различных диаметров и протяженности. Большую опасность представляют собой трубопроводы для транспортировки горючих газов. Технологические параметры работы и свойства продуктов заставляют обращать особое внимание на обеспечение безопасности при проектировании и эксплуатации трубопроводов, о которых расскажем в статье.

Безопасная эксплуатация газопроводов в значительной степени зависит от правильных проектных решений в вопросах их устройства. Расположение межцеховых и внутрицеховых газопроводов необходимо осуществлять таким образом, чтобы можно было обеспечить наблюдение за их техническим состоянием, обеспечивать защиту от вибраций и перегрузок стоек и эстакад. На этапе проектирования не допускается бесканальная прокладка газопроводов для горючих газов и их смесей, а также прокладка трубопроводов в подземных труднодоступных каналах на территории предприятий.

Газопроводы должны иметь уклоны, дренажные устройства, штуцеры с запорными устройствами для удаления воздуха при продувках инертным газом или гидравлических испытаниях. Ошибки проектирования могут привести к серьезным авариям.

Так на одном из заводов синтетического каучука произошел выброс аммиака в производственное помещение в результате взрыва компрессора. Компрессор работал в режиме испарения аммиака. Вследствие значительной разности температур испарения аммиака и окружающего воздуха произошла конденсация паров аммиака во всасывающем коллекторе компрессора. Причиной аварии стало отсутствие на всасывающем коллекторе дренажной системы для удаления конденсата.

Недостаточное расстояние между трубопроводами, заложенное в проектной документации, стало одной из причин взрыва метановодородной линии, работающей под избыточным давлением 3,3 МПа на другом нефтехимическом комбинате. Взрыв привел к возгоранию газовоздушной смеси и разрыву соседних трубопроводов углеводородных газов. Анализ причин аварии показал, что расстояние между трубопроводами было недостаточным, что затрудняло их внешний осмотр. Также в проекте не были учтены перегрузки эстакады.      

К разрушению эстакад и обрыву трубопроводов приводят ошибки, допущенные при расчетах несущей способности эстакад и креплений газопроводов на опорах. Например, на одном из предприятий была проведена замена трубопроводов, предусмотренных проектом с толщиной стенки 9 мм, на трубопроводы с толщиной стенки 12 мм без соответствующего перерасчета. Это привело к значительному увеличению массы конструкции с последующем разрушением несущих кронштейнов эстакады и обрывом трубопровода.

Одним из важных условий сохранения прочности и надежной работы трубопроводов является полная компенсация температурных напряжений. Для компенсации температурных напряжений на этапе проектирования предусматривают установку линзовых или волнистых компенсаторов.

Все выше перечисленные факторы как в отдельности, так и в совокупности могут явиться причиной аварии на трубопроводах горючих газов. Практически все данные факторы возможно учесть на этапе проектирования.    


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Промышленная безопасность