11.07.2024, 11:11
Автор: Булгаков В.В.
230
Время чтения: 2 мин.

Автоцистерна АЦ-40 (131): железный ветеран пожарной охраны

Пожарная техника
Страницы истории
Фотография взята из открытых источников
С 1970 по 1984 годы на Прилукском производственном объединении «Противопожарное оборудование» (Черниговская область Украинской ССР) серийно производили, наверное, самый известный и распространенный в Советском Союзе пожарный автомобиль - АЦ-40 (131).

Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) была сбалансированным автомобилем и могла удовлетворить как пожарных в сельской местности, так и в городах. Объем вывозимых огнетушащих веществ, перечень пожарно-технического оборудования и хорошая вместительность для экипажа позволяла обеспечить оперативное тушение большинства пожаров. Пожарная автоцистерна АЦ-40 (131) вывозила воду и пенообразователь, для быстрой подачи огнетушащих веществ, а также могла использоваться как промежуточная емкость для перекачки воды к месту пожара на большие расстояния. Сдвоенная кабина автоцистерны позволяла размещать помимо водителя шестерых пожарных. В отсеках автомобиля размещалось различное пожарно-техническое вооружение, количество которого было достаточно для тушения наиболее распространенных пожаров.

Легендарная автоцистерна производилась на базовом полноприводного шасси ЗИЛ-131, с колесной формулой 6x6, что обеспечивало автомобилю высокую проходимость в условиях бездорожья.

Габаритные размеры автомобиля составляли 7640x2550x2950 мм, а масса с полной нагрузкой 11,05 т. На автомобиль устанавливался карбюраторный двигатель мощностью 150 л/с, который мог обеспечить разгон автомобиля до 80 км/ч. Расход топлива составлял 40 л на 100 км. При эксплуатации двигателя иногда отмечался его перегрев при долговременной работе насоса, что потребовало в жарких регионах СССР устанавливать на АЦ-40 (131) дополнительную систему охлаждения двигателя водой.

Для подачи воды автомобиль оснащался центробежным одноступенчатым пожарным насосом НЦП-40/100, также мог устанавливаться и насос модели ПН-40УВ. Насос НЦП-40/100 обеспечивал напор 100 м и подачу воды с расходом 40 л/с. Автомобиль доставлял к месту пожара не менее 2400 л воды и 150 л пенообразователя. Для получения пены автомобиль оснащался пеносмесителем ПС-5. При эксплуатации АЦ-40 (131) в зимнее время вода в цистерне подогревалась за счет теплоты выхлопных газов.

Автомобиль оснащался газоструйным или воздушным эжектором, который позволял забирать воду из водоисточников на высоту до 7 м.

Для подачи огнетушащих веществ на крыше кабины устанавливался лафетный ствол ПЛС-П20, который подавал воду на расстояние 50 м, а пену низкой и средней кратности до 36 м. Автомобиль оснащался пожарно-техническим вооружением, в том числе 6 пожарными ручными стволами, и вывозил напорные рукава с общей длиной 408 м.

Интересно, что силуэт автоцистерны очень часто использовался в пожарной атрибутике и размещался на агитационных плакатах, что подтверждало популярность и распространенность данной модели автомобиля в Советской пожарной охране.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Пожарная техника