Особенности пожарной опасности в пассажирских железнодорожных вагонах
В 1857 г. Джорджем Мортимером Пульманом был представлен «прародитель» пассажирского вагона. Это положило начало развитию пассажирских вагонов самых разнообразных видов: купейные вагоны, вагоны-рестораны, санитарные вагоны, вагоны-лаборатории. В современных вагонах по максимуму созданы комфортные условия для пассажиров. Внутренний дизайн и техническое оснащение пассажирского вагона постоянно модернизируются. Но создавая уют и комфорт, не стоит забывать о главном - о безопасности пассажиров и обеспечении пожарной безопасности.
Несмотря на то, что в современных вагонах применяются различные пожаробезопасные материалы и технологии, пожары случаются.
В июне 2022 г. в пассажирском поезде Новый Уренгой-Оренбург загорелся вагон. Внутри вагона находилось 19 человек, которые своевременно спаслись. Предварительная причина пожара - неосторожное обращение с огнем пассажира вагона.
В сентябре 2018 г. произошел пожар в вагоне поезда Анапа-Омск. Вагон выгорел полностью (рис. 1). Проводники успели вывести пассажиров. На фото видно, как на земле лежат обгорелые матрасы, багаж пассажиров. Предварительная причина – перегрузка электрической сети.
Рис. 1 Последствия пожара в поезде Анапа-Омск (https://bk55.ru/news/article/134270/rules/magazine/)
По проведенным обзорам пожаров в пассажирских составах наиболее частыми причинами являются нарушения правил эксплуатации электрооборудования: нарушения изоляции электрических цепей потребителей, перегрузки проводов и приборов электрооборудования, большие переходные сопротивления цепей в электроприборах и электросетях, подключение электроприборов, не предусмотренных конструкцией вагона. Пожары также происходят вследствие неосторожного обращения с огнём, образования искр локомотивов, печей вагонов-теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов.
Ни один пассажир в дороге не обходится без разного рода гаджетов, которые в путешествии требуют постоянной зарядки. Но данные устройства несут в себе скрытую пожарную опасность, а именно: возгорание забытых зарядных устройств в розетках, убранного под подушку телефона в процессе зарядки, аварийная работа или самовозгорание электронных сигарет. Смартфон продолжает работать и в выключенном состоянии, выделяя тепло, а если он в этот момент находится еще и на зарядке и лежит под подушкой, то риск возникновения пожара возрастает в несколько раз (рис. 2).
Рис. 2 Последствия возгорания зарядных устройств
Возникший пожар быстро распространяется по внутренней отделке, через вентиляционные системы вагонов и по электрооборудованию. При горении существенно возрастает концентрация токсичных продуктов и увеличивается задымленность в узких проходах вагонов. Эвакуационные выходы блокируются из-за высокой скорости распространения опасных факторов пожара.
Способность к образованию дыма и быстрому выделению CO и CO2 в случае пожара в вагоне зависит от подвижности дыма, наличия системы кондиционирования воздуха в салоне. Этот опасный фактор ухудшает положение особенно в двухэтажных вагонах. Пожар наиболее опасен для пассажиров второго этажа, так как из-за задымления блокируются эвакуационные выходы, самостоятельно выйти из горящего вагона через эвакуационные выходы сложно из-за максимальной концентрации дыма и температуры выше предельно допустимого значения (70 °C). Самоспасение из окон-аварийных выходов также представляет определенную сложность1.
Основными материалами, используемыми для внутренней отделки пассажирских вагонов являются: дерево, пластик, металл, стекло и ткань.
На протяжении длительного времени дерево являлось классическим материалом отделки пассажирских вагонов. В современных подвижных составах этот материал применяется в декоре набирающих популярность ретро-поездов (рис. 3). Конечно это красиво, придает исторический шарм, но очень пожароопасно из-за горючести древесины.
Рис. 3 Ретро-поезд «Рускеальский экспресс» (фото из открытых источников)
Декоративный пластик используется для облицовки потолков и стен, отделки дверей, мебели. Пластмассы обладают при пожаре высокой скоростью горения (до 4 м/мин), повышенной дымообразующей способностью, высокой токсичностью.
Хоть текстиль и создает уют в вагонах, но при этом составляет основную часть пожарной нагрузки (рис. 4). Изделия из ткани легко воспламеняются, в результате горения синтетики выделяются токсичные продукты.
Рис. 4 Оформление купе (фото из открытых источников)
В настоящее время все материалы, используемые в железнодорожном транспорте, должны соответствовать стандарту EN 45545-2 «Пожарная безопасность железнодорожного транспорта», чтобы обеспечить максимально возможный уровень безопасности в случае пожара. Железнодорожный транспорт по международным стандартам классифицируют по степени пожарной опасности в зависимости от его конструкции и эксплуатации на три уровня опасности: HL1, HL2 и HL3. Классификация зависит от того, сколько километров подвижной состав находится в тоннелях и является ли он автоматическим, двухэтажным или со спальным местом на борту. Нормируемыми параметрами являются распространение пламени, воспламеняемость, тепловыделение, непрозрачность дыма и токсичность.
В России действует ГОСТ 34805-2021 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний по оценке пожароопасных свойств неметаллических материалов».
1Елисеев И.Б. Методика оценки и способы снижения пожарной опасности пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава: Дисс. … канд.техн.наук: 05.26.03; - Санкт-Петербург, 2019.-122 с.