Как обеспечивается пожарная безопасность на пассажирском железнодорожном транспорте
С целью снижения количества пожаров в вагонах подвижного состава, необходим ряд мер по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на пассажирских железнодорожных составах, которые будут исполнены в полном объеме и качественно. Важной частью комплектования вагонов подвижных составов является, наличие современных автоматических установок пожаротушения, которые помогут своевременной ликвидации пожара или локализуют очаг возгорания, тем самым увеличив время для эвакуации пассажиров.
Для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонах, ОАО «РЖД» разработана «Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов».
Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения. Система пожарной безопасности должна исключать возникновение пожара и обеспечивать безопасность пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей в случае пожара.
В Инструкции приведены требования, которые должны соблюдаться при подготовке вагонов в рейс и в пути следования.
Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами. Не допускать использование ими открытого огня, включения электроприборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в неотведенных для этих целей местах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.
В Российской Федерации действует ГОСТ 34805-2021 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний по оценке пожароопасных свойств неметаллических материалов», требования которого распространяются на вновь разрабатываемые (модернизируемые) и изготавливаемые пассажирские вагоны локомотивной тяги. Стандартом установлены требования пожарной безопасности, ограничивающие возможность возникновения в них пожара и обеспечивающие сохранение жизни и здоровья людей, а также снижение материальных потерь при воздействии опасных факторов пожара; методы испытаний по оценке пожароопасных свойств применяемых в вагонах неметаллических материалов.
Согласно стандарту вагоны должны быть оборудованы автоматическими системами пожарной сигнализации, способными обнаруживать очаги загорания и оповещать о признаках пожара в контролируемых помещениях.
Вагоны должны быть оборудованы одним из следующих видов устройств пожаротушения, обеспечивающим тушение возгораний в любой точке вагона:
- с использованием воды из системы водоснабжения с минимальным запасом воды для пожаротушения не менее 90 л, для подачи воды следует использовать электрический насос с ручным включением производительностью от 22 до 25 л/мин при давлении 1 атм;
- системами тушения возгораний тонкораспыленной водой с ручным включением.
Пульт управления комплексом электрооборудования вагона должен быть оснащен модулем автоматического пожаротушения или автономным устройством пожаротушения, или самосрабатывающими огнетушителями.
Вагоны должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, не менее двух на вагон) (рис. 1).
Рис. 1 Размещение огнетушителя в вагоне (Фото из открытых источников)
Безопасная эвакуация людей из пассажирских вагонов при пожаре считается обеспеченной, если обеспечивается безопасная эвакуация для каждого из трех вариантов:
- в соседние вагоны через торцевые двери межвагонных переходов;
- на пассажирскую платформу через боковые наружные двери;
- на полевую сторону железнодорожного пути через боковые наружные двери.
Вагоны (кроме специальных) должны иметь не менее двух аварийных выходов (окон) с каждой стороны, а двухэтажные — не менее двух на первом этаже с каждой стороны и не менее одного аварийного выхода с каждой стороны на втором этаже. Аварийные выходы на боковых стенах располагаются (по возможности) в шахматном порядке (рис. 2). Площадь аварийного выхода — не менее 0,5 м2, а минимальный размер одной из сторон аварийного выхода — 0,6 м.
Рис. 2 Обозначение аварийных выходов (Фото из открытых источников)
Одноэтажные и двухэтажные вагоны должны быть укомплектованы устройствами, обеспечивающими безопасную эвакуацию из окон, аварийных выходов каждого этажа в виде складных лестниц, фалов, трапов, рукавов или иных средств. Торцевые выходы головного и хвостового однотамбурных вагонов должны быть оборудованы устройствами (канат), доходящими до головки рельсов и позволяющими осуществить эвакуацию пассажиров. Время приведения устройства в рабочее состояние должно составлять не более 30 сек. Устройства должны быть рассчитаны на рабочую нагрузку не менее 2 кН.
Основной коридор вагона должен быть оборудован креплениями для фиксации ковровых дорожек с целью беспрепятственной эвакуации пассажиров и дорожки должны быть закреплены.
Внутренние двери вагона, на путях эвакуации, должны иметь устройство для их фиксации в открытом положении.
Нормативные правовые акты содержат требования пожарной безопасности, которые необходимо строго соблюдать как работникам железных дорог, сотрудникам подвижных составов, локомотивов, так и пассажирам.