Нет предела безопасности – новые правила мониторинга химически опасных объектов
Указ Президента России от 11.03.2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» подчеркивает необходимость комплексного подхода к оценке химической безопасности. Основным показателем, характеризующим состояние химической безопасности, считается уровень химического риска, который определяется на основе мониторинга специализированных мероприятий. К ним относят выявление, анализ и прогнозирование химических угроз с использованием четких критериев оценки и ранжирования рисков.
Однако на практике многие из существующих на предприятиях систем мониторинга остаются недостаточно эффективными. Существующие проблемы, такие как недостаток координации между государственными органами и службами охраны труда, отсутствие единой информационной базы и нехватка квалифицированного персонала, делают реализацию государственной политики в области химической безопасности менее результативной.
В связи с вышеизложенным, актуальной задачей становится совершенствование методов мониторинга. Это должно включать:
1. разработку единой информационной системы, которая обеспечит интеграцию данных о химических рисках от различных промышленных предприятий, улучшая общую ситуацию с безопасностью в субъектах РФ;
2. установление стандартов и протоколов мониторинга, основанных на современных научных достижениях и международном опыте в области химической безопасности;
3. обучение и повышение квалификации кадров, для обеспечения достаточного количества специалистов, способных адекватно реагировать на возможные химические угрозы и проводить необходимые исследования, также необходимы разработки специализированных программ обучения ответственных за охрану труда и промышленную безопасность на предприятиях химической отрасли.
Проведение комплексного мониторинга, включая оценку его эффективности, позволит не только выявлять и нейтрализовать текущие угрозы, но и предвидеть возможные риски, снижая уровень химического риска и повышая защищенность населения и окружающей среды. Таким образом, новые правила мониторинга должны учитывать текущие вызовы и обеспечивать более рациональное распределение бюджетных средств, направленных на предотвращение химических катастроф и защиту граждан.