Усовершенствован порядок организации и осуществления госконтроля
О механизме защиты предпринимателей
Сейчас правоотношения бизнеса с контрольными (надзорными) органами регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», другими ведомственными положениями, принятыми в реализации данного закона.
Закон о госконтроле содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольных (надзорных) действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и другие.
Это обеспечивает бизнесу дополнительные гарантии того, что проверяющие не смогут действовать произвольно.
При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпевает существенные изменения. Так, за последние десятилетия в России произошла существенная трансформация административной и уголовно-правовой политики государства, позволяющая формировать надлежащие правовые условия для контрольной (надзорной) деятельности. Совершенствование законодательства продолжается. Последние изменения произошли в декабре 2024 года.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ совершенствует организацию и осуществление государственного контроля (надзора), а также уточняет отдельные положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Что изменилось?
В частности, Федеральным законом № 540-ФЗ предусмотрена обязанность оператора единого реестра видов контроля по ведению перечня объектов контроля, а также право контролируемого лица отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо нанесён некорректным образом двухмерный штриховой код.
Среди прочего здесь же определены:
1) особенности осуществления и проведения обязательного профилактического визита и профилактического визита по инициативе контролируемого лица;
2) общие требования, предъявляемые к:
- индикаторам риска нарушения обязательных требований;
- предписаниям об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
- соглашениям о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Выводы
Государством предпринимаются эффективные меры по совершенствованию подходов к надзору за деятельностью малого и среднего предпринимательства. Это позволит улучшить регулирование отношений в сфере надзорной деятельности. Новые изменения помогают организовать деятельность надзорного органа таким образом, чтобы она была более прозрачной.