19.01.2025, 13:28
Автор: Редков С.К., к.п.н.
50
Время чтения: 5 мин.

Административная ответственность за нарушение лицензионных требований в сфере пожаротушения

Государственный надзор
Мнение юриста
Фото ГУ МЧС России по Москве / официальный сайт
МЧС России предоставляет лицензии на право осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Когда наступает ответственность за нарушение лицензионных требований? Кто может быть привлечен к ответственности? Какие могут быть виды наказания? Читайте в статье.

Лицензирование деятельности по тушению пожаров

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 12 определил виды деятельности, на которые требуется лицензия.

В пункте 14 данной статьи обозначена деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» раскрыл содержание тушения пожаров: «Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров».

Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров подробно раскрыт в Постановлении Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

 Субъекты тушения пожаров

 Субъектами тушения пожаров согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», являются:

  • государственная противопожарная служба;
  • муниципальная пожарная охрана;
  • ведомственная пожарная охрана;
  • частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана.

 Нарушение лицензионных требований

Как видно, субъектов, осуществляющих деятельность по тушению много и все они различны по юридическому содержанию и правовому статусу. Кроме того, нарушение лицензирования указанной деятельности лежит в двух различных видовых объектах:

  • общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности (ст. 14.1. КоАП РФ);
  • порядок управления (ст.19.20).

В случае нарушения лицензионных правил, все перечисленные субъекты могут попасть под санкции той или другой статьи в зависимости от направленности от правовой характеристики субъекта и пострадавшего объекта.

В свою очередь, в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ делят субъектов правонарушения на четыре вида:

  • граждане;
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • должностные лица;
  • юридические лица.

 Виды ответственности

Привлечение к административной ответственности может предполагать, как наложение административных штрафов, так и административное приостановление деятельности.

Некоторые санкции по ст.19.20 КоАП РФ выше, чем по ст.14.1 КоАП РФ, особенно за грубое нарушение лицензионных требований, к которым относятся нарушения, повлекшие за собой:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Выбор применения нормы зависит от того, является ли тушение пожаров в конкретном случае предпринимательской деятельностью (в сфере предпринимательской деятельности) или нет.

Например, для частной пожарной охраны такая деятельность является предпринимательской, следовательно, в случае нарушения лицензионных требований это деяние будет подпадать под действие статьи 14.1 КоАП РФ.

Подразделения противопожарной службы субъекта РФ, а также муниципальная пожарная охрана и ведомственная пожарная охрана, как правило, несут ответственность по статье 19.20 в случае нарушения лицензионных требований.

Представители добровольной пожарной охраны исходя из трудовых отношений несут ответственность только в том случае, если в должностных инструкциях прописана обязанность по оформлению лицензии на деятельность по тушению пожаров.

 Вывод

Таким образом, административная ответственность для лицензиатов МЧС России может возникать в зависимости от того, является ли тушение пожаров предпринимательской деятельностью или нет. Административное наказание назначается судом. Оно может предполагать наложение крупного административного штрафа или административное приостановление деятельности.

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Государственный надзор