Определение категории риска в ААС КНД

Кратко о нормативной базе
ААС КНД и встроенный в неё «калькулятор-помощник» представляет собой инновационное решение, которое позволяет эффективно определять категорию риска в области пожарной безопасности на основании внесённых в систему исходных сведений общего характера.
Согласно пункту 49 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290, в ААС КНД определены критерии отнесения объектов надзора к категориям риска.
В системе предусмотрены следующие категории риска: чрезвычайно высокий риск, высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.
Для объектов надзора предусмотрена возможность присвоения категории риска с использованием модуля «Изменение (присвоение) категорий риска».
По пункту 44 Регламента работы в ААС КНД, утверждённого приказом МЧС России от 02.11.2023 №1148, присвоение категорий осуществляется в автоматическом режиме, путём заполнения полей паспорта здания реестра поднадзорных объектов.
Однако, определение категории риска для объектов при осуществлении федерального государственного пожарного надзора может происходить как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Перечень критериев
На категорию риска объекта защиты при заполнении в паспорт здания исходных данных влияют следующие критерии:
1) степень огнестойкости объекта защиты;
2) наличие открытых лестниц и (или) многосветных пространств;
3) количество людей находящихся одновременно в здании;
4) наличие круглосуточного пребывания или проживания маломобильных групп населения, детей дошкольного и школьного возраста, пожилых людей старше 65 лет;
5) нахождение в рабочее время на объекте более 10 человек, отнесенных к категории маломобильных групп населения, детей дошкольного и школьного возраста, а также пожилых людей старше 65 лет;
6) наличие систем противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции), смонтированные более 10 лет назад и не подвергавшиеся капитальному ремонту;
7) наличие на объекте пожарной охраны, обеспеченной пожарно-техническим вооружением;
8) привлечение к охране организации, специально учрежденной для оказания охранных услуг, зарегистрированной в установленном законом порядке и имеющей лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
9) наличие электропроводки, смонтированной более 10 лет назад и не подвергавшейся капитальному ремонту;
10) вид электропроводки (за исключением зданий и сооружений V степени огнестойкости).
11) наличие электрического отопления (за исключением электрических котлов с контурным отоплением);
12) наличие печного отопления;
13) наличие в отношении объекта действующего предписания органа ГПН, содержащего сведения о неустраненных нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты;
14) наличие в отношении объекта действующего предписания органа ГПН, содержащего сведения о неустраненных нарушениях установленных требований, предъявляемых к обеспечению деятельности пожарных подразделений;
15) наличие на объекте учреждений, осуществляющих экономическую деятельность, не соответствующую функциональному назначению здания;
16) наличие доступа у органа ГПН к системам видеонаблюдения объекта для проведения регулярного дистанционного мониторинга соблюдения требований пожарной безопасности;
17) наличие на объекте круглосуточного мониторинга работоспособности автоматических систем противопожарной защиты;
18) наличие зарегистрированных случаев пожаров на объекте за последние 5 лет (за исключением пожаров, причиной которых является умышленное уничтожение или повреждение имущества);
19) наличие информации о вводе в эксплуатацию либо фактическом функционировании объекта, получившего отрицательное заключение при согласовании специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения его пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, стандарта организации;
20) непредставление в установленном порядке декларации пожарной безопасности в отношении объекта, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации;
21) наличие сведений о ненадлежащей работе при пожаре на объекте имеющихся систем противопожарной защиты;
22) предоставление в добровольном порядке декларации пожарной безопасности в отношении объекта, для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации.
После внесения всех исходных данных в паспорт объекта формируется печатная форма решения об отнесении объекта защиты к определенной категории риска либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска с приложением результатов расчета.
Результаты расчета категории риска являются приложением к решению и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – УКЭП) должностного лица органа ГПН, производившего расчет.
Решение об отнесении (изменении) категории риска подписывает УКЭП руководитель органа ГПН.
Возможно ли понизить категорию риска?
В случае несогласия с присвоенной категорией риска контролируемое лицо вправе обжаловать принятое решение. Собственник может подать в надзорный орган заявление об изменении присвоенной объекту категории, приложив к нему документы, подтверждающие факт изменения показателей.
Форма заявления является одинаковой как для предоставления сведений о присвоенной категории так и для изменения присвоенной категории риска.
Заявление на изменение категории риска также можно подать через Госуслуги по ссылке - knd.gosuslugi.ru/
В результате рассмотрения заявления, органом государственного пожарного надзора будет принято решение о возможном понижении категории риска. Понижение категории риска объекта защиты допускается не более чем на одну ступень.
Ответственность за своевременность проведения и результаты расчета (изменения) категории риска несет должностное лицо, осуществляющее данную процедуру.