Гидрологические ЧС: легче предотвратить, чем ликвидировать

Гидрологические чрезвычайные ситуации (ЧС) представляют собой одну из наиболее серьезных угроз для безопасности населения и материальных ценностей. Они могут быть вызваны различными факторами, включая наводнения, обвалы, разрушения дамб и других гидротехнических сооружений. Важным элементом в системе мер по предотвращению и реагированию на гидрологические ЧС является развитие и соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих безопасность гидротехнических сооружений.
С недавнего времени Ростехнадзор обновил перечень нормативных актов и их положений, которые содержат обязательные требования по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Это обновление, утвержденное приказом Ростехнадзора от 5 октября 2023 года № 359 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору”, расширяет ответственность организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Теперь в перечень обязательных требований добавлен новый раздел, касающийся аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений. Это дополнение, утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2024 года № 396, включает в себя важные нормативные акты, такие как Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановление Правительства РФ от 4 мая 2024 года № 576. Задача новых требований заключается не только в создании условий для определения компетентности экспертов, но и в повышении общего уровня безопасности гидротехнических объектов.
Принятие этих мер в значительной степени направлено на предотвращение возможных катастроф и раннее выявление потенциальных угроз. Гидротехнические сооружения, такие как дамбы и водохранилища, требуют постоянного мониторинга и оценки их состояния, чтобы минимизировать риск возникновения аварий. Неразрывное взаимодействие между различными структурами и организациями, задействованными в сфере безопасности гидротехнических сооружений, позволяет не только улучшить существующие практики, но и разработать новые подходы к их профилактическому обслуживанию.
Важно отметить, что работа по повышению безопасности гидротехнических сооружений включает в себя не только технические аспекты, но и образовательные. Как показывает практика, многие ЧС происходят из-за человеческого фактора, включая ошибки проектирования или недостаточную квалификацию специалистов. Следовательно, обучение и аттестация лиц, работающих в данной области, становятся важнейшим элементом в системе управления рисками.
Таким образом, можно утверждать, что проще предотвратить гидрологические ЧС, чем ликвидировать их последствия. В этом контексте обновление нормативно-правовых актов Ростехнадзора можно рассматривать как стратегический шаг к укреплению системы безопасности гидротехнических сооружений в России. Надежная и безопасная работа гидротехнических объектов напрямую зависит от качества подготовки специалистов и их способности к быстрому реагированию на потенциальные угрозы. В конечном итоге это приведет не только к снижению числа аварий, но и к повышению общей безопасности и защищенности населения.