24.05.2025, 15:38
Автор: Редков С.К., к.п.н.
101
Время чтения: 3 мин.

В каких случаях инспектор выносит представление по административному делу

Государственный надзор
Мнение юриста
Фото ГУ МЧС России по Москве / официальный сайт
Инспектор органа ГПН для предотвращения правонарушения выносит предостережение. По итогам контрольного (надзорного) мероприятия при наличии нарушений выдает предписание. Когда же при этом он может вручить представление? В чем отличия между этими действиями? Читайте в статье.

Классификация актов реагирования

В Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках надзорной деятельности обозначены основные акты прокурорского реагирования, так называемые «четыре П»:

1)                    Протест (ст.23).

2)                    Представление (ст.24).

3)                    Постановление (ст.25).

4)                    Предостережение (ст.25.1).

По аналогии «четыре П» можно выделить и в надзорной деятельности сотрудников органов ГПН МЧС России. К ним относятся:

1)                    Протокол (ст.28.2 КоАП РФ).

2)                    Представление (ст.29.13 КоАП РФ).

3)                  Предостережение (ст. 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

4) Предписание (ст.15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290). 

Все перечисленные выше управленческие действия профилактического характера можно разделить на две группы:

- карательные (протокол, представление);

- предупредительные (предостережение, предписание).

На практике инспекторы органов ГПН часто путают содержание «представления» и «предписания», указывая и в тех и в других одно и тоже. Так делать нельзя. Например, инспектор выявил на объекте 140 нарушений требований пожарной безопасности. Он требует их выполнения и в предписании и представлении. Правильно ли это?

 Отличие представления от предписания

В то время как эти понятия не только разные по звучанию, но и разные по юридическому значению.

Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения предусмотрено ст.29.13 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Также в представлении указываются причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения и меры, которые следует принять для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Кроме того, необходимо сделать ссылку на ст.29.13 КоАП РФ и ст. 19.6 КоАП.В свою очередь представление – это форма постфактумной профилактики, применяемая в рамках производства по делу об административном правонарушении.

В представлении должны быть указаны номер административного дела, основания выявления правонарушений, название и адрес объекта защиты, перечислены нарушения, которые необходимо устранить.

Предписание является совсем другой формой управленческого реагирования, которая представляет собой официальный документ, выдаваемый государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения. В отличие от рассмотренных актов предписание направлено не на устранение причин и условий административного правонарушения, а на устранение последствий. Возвращаясь к примеру с выявлением инспектором на объекте 140 нарушений требований пожарной безопасности, следует отметить, что в предписании указывается необходимость устранения этих нарушений. Представление требует иного подхода. Отсутствие обучения в области пожарной безопасности ответственных лиц может быть указано здесь в качестве условия, способствовавшего совершению административного правонарушения.

Другое дело предостережение. Это одна из форм профилактического воздействия, которая заключается в официальном информировании (объявлении) лица, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности, о следующем: об обязательном для исполнения требовании о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений; о недопустимости продолжения антиобщественного поведения и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, об обязательном для исполнения требовании уведомить в установленный в предостережении срок о принятии мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

То есть предостережение, в отличие от представления, выносится вне пределов производства по делам об административных правонарушениях. Это чисто профилактическая мера.

 Вывод 

Таким образом, инспекторы органов ГПН МЧС России при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению должны выносить соответствующее представление, руководствуясь положениями ст.29.13 КоАП РФ.



 

 


0 комментариев

Популярные статьи в разделе Государственный надзор